Монастырь Паисиев Успенский, сер. XVII - нач. XX в.

Один из древнейших монастырских комплексов на территории Костромской области, сохранивший культовые сооружения, отличающиеся оригинальностью объемной композиции и характеризующие развитие местной архитектурной школы XVII в. Расположенный в пригороде Галича — бывш. Овиновой, позже Успенской слободе, — на высоком месте, он хорошо виден из города и играет большую роль в восприятии его южной части. В 1992 г. эта часть пригорода была включена в городскую черту.
Время основания монастыря неизвестно. Первые сведения о нем относятся к XIV в. — периоду правления Дмитрия Донского.
Монастырь Паисиев Успенский, сер. XVII - нач. XX в.Первоначально монастырь, возникший на землях боярина Иоанна Овина, назывался Николаевским по находившемуся в нем деревянному храму Николая Чудотворца. При начатой боярином перестройке обветшавшей церкви, ему был прислан неким неизвестным лицом образ Богоматери, названный впоследствии Овиновским. Обретение иконы послужило причиной переосвящения храма в память Успения Богоматери, монастырь при этом стал именоваться Успенским. В сер. XV в. игуменом обители был Паисий, прославившийся добродетельной жизнью и заботами о монастыре. Известно, что он ездил в Москву к великому князю Василию Васильевичу с просьбой оказать покровительство обители, был там торжественно принят и вскоре произведен в архимандриты. Вплоть до своей смерти в 1460 г. преподобный жил в монастыре и был похоронен под спудом в соборе. В память о нем монастырь стали называть Паисиевым.
До XVII в. все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным сооружением обители стал Успенский собор с приделами Иоанна Богослова и Леонтия Ростовского, заложенный в 1642 г. боярином Алексеем Михайловичем Львовым, возглавлявшим в это время приказ Большого дворца. Примыкавший к собору с юга Паисиевский придел был построен одновременно с основным объемом, а колокольня появилась чуть позже. Освящение храма произошло в 1646 г. Несколькими годами позднее и, возможно, также по заказу Львова, была сооружена вторая каменная церковь Троицы «теплая с трапезою и подкеларскою о трех главах». В храме было два придела — Антипия и Димитрия Мироточивого, а в 1-й пол. XVIII в. с запада был пристроен притвор с лестницей. Между собой собор и Троицкая церковь были связаны переходами. Судя по описи 1702 г., монастырская территория была окружена деревянной оградой с башнями и четырьмя воротами, над Святыми воротами возвышалась шатровая церковь, окруженная галереей. В том же документе указано, что иконостас Успенского собора был пятиярусным тябловым, а царские врата придела Леонтия были взяты из старой деревянной церкви, предшествовавшей собору. В монастырской описи 1766 г. кроме четырех братских келий упомянуты одноэтажный архимандричий и двухэтажный настоятельский корпуса (они стояли друг за другом западнее храмов), а также ряд деревянных хозяйственных построек. На территории существовал наливной пруд, сады и огороды, а за стенами, на Костромской дороге, находилась часовня с избой для приезжающих в обитель. В 1776-1777 гг. проводился ремонт монастыря после пронесшегося над городом урагана: восстановлена поврежденная центральная глава Успенского собора, а фасады обоих храмов побелены. Возможно, в тот же период появилась каменная ограда с воротами с восточной стороны монастыря (не сохранилась) и кирпичные настоятельские кельи. Судя по надписи, обнаруженной над южным порталом собора, в 1795 г. был осуществлен еще один ремонт храмов, во время которого интерьер собора был украшен лепниной, а многие оконные проемы были растесаны. Богатое убранство получила и Троицкая церковь. Особой пышностью выделялись царские врата иконостаса. В 1837-1839 гг. к Успенскому собору был пристроен новый Паисиевский придел, сменивший прежнюю паперть и ризницу. Возможно, тогда же позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатным, а старый иконостас заменен новым в формах ампира.
К нач. XX в. на территории монастыря кроме двух каменных храмов располагались три жилые постройки: двухэтажный каменный корпус, в верхнем этаже которого находились покои настоятеля и казначея, а внизу несколько келий для братии, севернее него одноэтажный, бывш. архимандричий, приспособленный под трапезную, а у самых северных ворот одноэтажный каменный келейный корпус 2-й пол. XIX в. Последний в 1901-1902 гг. предполагали надстроить вторым деревянным этажом, однако в 1904-1905 гг. заменили его новым одноэтажным кирпичным зданием, в котором разместились четыре братские кельи, трапезная и кухня.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1928 г. его кирпичная ограда была разобрана, в 1930-е гг. в храмах сделаны междуэтажные перекрытия, а в Паисиевском приделе собора сводчатое перекрытие заменено плоским деревянным, в 1936 г. разобраны боковые главы Успенского собора и паперть Троицкой церкви, в 1963 г. обрушились главы Троицкой церкви; все деревянные постройки утрачены. С 1989 г. НИПМ ВО «Союзреставрация» велись исследовательские работы по монастырю. К сегодняшнему дню отреставрирован Успенский собор (автор проекта реставрации — арх. О.В. Панкратова), восстанавливается Троицкая церковь. С 1995 г. Паисиев монастырь стал действующим.
К настоящему времени на монастырском участке, вытянутом с севера на юг, сохранились Успенский собор — главное сооружение комплекса, южнее собора — церковь Троицы, к западу от храмов — востановленный настоятельский корпус кон. XVIII в., от которого уцелел лишь первый этаж, а севернее него — братский корпус нач. XX в. Южнее Троицкой церкви находится небольшой круглый пруд.
Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. XVII в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма.
При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. XVII в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос. Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент.
Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие.
Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. XVIII в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена).
Церковь Троицы — одно из самых оригинальных культовых сооружений области, редкий образец трехглавого храма середины XVII в.
Прямоугольный в плане объем храма на высоком подклете вытянут по оси восток-запад. Его узкая средняя часть представляет собой поперечно ориентированный четверик, прежде венчавшийся тремя главами, поставленными в одну линию (центральная была световой). Боковые части соответствуют прямоугольному в плане алтарю и квадратной в плане одностолпной трапезной.
В отличие от собора, фасадный декор Троицкой церкви отражает ее внутреннюю структуру. Широкий, но несложно профилированный карниз, отсутствующий только на боковых фасадах трапезной, отделяет подклет от основного этажа. Гладкие лопатки огибают углы объема и отмечают примыкание внутренних стен, отделяющих собственно храм от алтаря и трапезной, а также членящих восточную часть на жертвенник, алтарь и дьяконник. В завершении объемов — широкий многорядный карниз; над северной частью храмового четверика уцелел фрагмент аттикового пояса с полуциркульными кокошниками. Большое число проемов различной формы и следы множества закладок свидетельствуют о неоднократных переделках храма. Первоначальные окна основного этажа, впоследствии расширенные, завершались треугольными или килевидными фронтонами — их следы отчетливо читаются на фасадах алтаря и западном фасаде трапезной. Крупные проемы с лучковыми перемычками и без обрамлений на северном фасаде трапезной относятся к XIX в. Возможно, тогда же появились высокие проемы в центрах боковых фасадов храмового четверика, скорее всего устроенные на месте первоначальных окон, — средняя ось подчеркнута также размещенными над ними киотами с щипцовым завершением. Более позднее происхождение имеют небольшие, утопленные в глубоких амбразурах арочные окошки, находящиеся чуть выше и восточнее киотов; венчающий карниз над этими проемами изогнут. Особенно крупные переделки прочитываются на южном фасаде трапезной: три оконных проема XIX в. вырублены в закладках широких полуциркульных арок, в свою очередь переложенных, между основными проемами здесь же пробиты миниатюрные полуциркульные окошки. С этой же стороны к трапезной примыкало крыльцо или галерея на сводах (сохранились их пяты). Первоначальные входные проемы расположены на северном фасаде (он ведет в подклет алтарной части) и в центре западного.
Внутри подклет состоит из трех помещений — основного и алтарного, перекрытых поперечными коробовыми сводами, и одностолпной трапезной. Своды основного этажа, за исключением алтарной части, перекрытой тремя параллельными коробовыми сводами, не сохранились. Однако архивные материалы и натурное обследование позволяют предполагать, что трапезная здесь также имела вид одностолпной сводчатой палаты, а четверик был завершен поперечным лотковым сводом, прорезанным световым барабаном центральной главы.
Настоятельский корпус — Г-образное в плане кирпичное здание, вытянутое по оси север-юг. Сохранился лишь первый этаж сооружения, который до 2000-х гг. находился в полуразрушенном состоянии, в настоящее время он восстановлен. Здание покрыто вальмовой кровлей, а к центру его главного восточного фасада примыкает деревянная пятигранная пристройка для входа с самостоятельной пятискатной кровлей. Гладкие лопатки в соответствии с внутренней планировкой членят фасады на прясла в два и три окна. Проемы заключены в простые по форме наличники-рамки с маленькими ушками и завершены высокими треугольными фронтонами (на левом фланге восточного фасада до реконструкции здания сохранялись следы срубленного трехлопастного наличника). Над входом помещен металлический зонт на кованых кронштейнах, ограждения нового крыльца также кованые.
Братский корпус, скромный по архитектуре, типичен для жилых зданий рубежа XIX-XX вв. Стены его выполнены в кирпичной лицевой кладке. Одноэтажный объем, прямоугольный в плане и вытянутый по оси север-юг, завершен вальмовой кровлей, северный фасад ныне закрыт кирпичной пристройкой под односкатной кровлей. Фасады, прорезанные окнами с лучковыми перемычками, венчаются карнизом, нижний профиль которого находится в плоскости широких лопаток, подчеркивающих углы. Центральный проем восточного фасада подчеркнут фланкирующими лопатками и прямоугольными вертикальными оштукатуренными нишами по сторонам, создающими иллюзию тройного окна.