Галич - история русской глубинки

...выход к Москве, более тесными стали связи Галича с центральными районами страны (до революции Галич экономически был, скорее, связан с Петербургом, чем с Москвой). Еще больше эти связи укрепились после строительства железнодорожной ветки Кострома-Галич, при этом Галич стал узловой станцией. Кроме того прямая железнодорожная связь с областным центром еще больше увеличила роль Галича в качестве межрайонного центра Костромской области.

 За годы советской власти экономическая структура города и района сильно изменилась. Появилось много новых производств, и в результате Галичский район (вместе с городом Галичем) из почти полностью аграрного превратился в индустриально-аграрный район. В это время город бурно развивается, его население увеличивается почти в три раза (до революции в городе проживало всего 7 тыс. чел.).

 Во время коллективизации в районе было образовано 23 колхоза и совхоза, наиболее известным из которых был совхоз им. Кирова. В 30-50-е гг. в районе работали три МТС - Галичская, Степановская и Пронинская, располагавшие мощным по тем временам парком сельскохозяйственных машин. В структуре сельского хозяйства также произошли резкие сдвиги. Если до революции Галичский район характеризовался как район преимущественно зерновой (в 1916 г. зерновые культуры занимали 90 % посевной площади), но постепенно роль незерновых культур (горох, картофель, овощи) увеличилась. Особенно сильно возросли посевы льна и кормовых культур, занимавших в дореволюционное время ничтожную площадь. Развитие кормовой базы в районе позволило в итоге развить и молочное скотоводство, тесным образом связанное состроительством маслодельно-сыроваренных заводов, число которых в 1940-х гг. достигло 11 (самый крупный - в Галиче). Наряду с разведением крупного рогатого скота в районе были представлены также овцеводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В 1978-1979 гг. под Галичем строится самая крупная в Костромской области птицефабрика.

 Заметную роль в экономике района играло и лесное хозяйство, представленное пятью лесничествами - заготовлялась как деловая, так и дровяная древесина. В 1928 г. в Галиче была создана деревообделочная фабрика, преобразованная позднее в мебельную.

 Довольно крупное значение до 1950-1960-х гг. имело и рыбное хозяйство. Еще в 1933 г. был создан рыболовецкий совхоз (им. Сталина), ежегодно вылавливавший до 700 т. рыбы. Но в связи с обеднением озера рыбой в последующие годы объемы вылова резко уменьшились. Для переработки добываемой рыбы в Галиче был построен рыбозавод.

 В структуре промышленности происходят коренные сдвиги. Вместо мелких кустарных производств возникают крупные промышленные предприятия (такие как Галичский леспромхоз, экскаваторный завод). В 1918 г. возникает будущий флагман промышленности города Галича. По началу это был хромовый завод "Юный ленинец", но вскоре он был преобразован в мотороремонтный; новая реорганизация произошла в 1960 г., когда на его месте возникло крупное машиностроительное предприятие - экскаваторный завод и, наконец, в 1986 г. он был перепрофилирован в автокрановый завод. Фактически экскаваторный, а затем и автокрановый, завод был градообразующим предприятием Галича. В 1928 г. создается металло-деревообделочная фабрика, преобразованная позднее в объединение "Металлист". В 1927 г. возникает артель "Работница" - основа будущей швейной фабрики. Кроме того в городе возникают электростанция, кирпичный завод, ликероводочный завод (изначально спиртозавод), хлебокомбинат и т.д.

 Т.о., основная производственная и материально-техническая база промышленности Галича была заложена еще в 1920-30-е гг., во время индустриализации. По сравнению с дореволюционными годами, это был резкий скачок в развитии. Но на общем фоне индустриального развития страны этот сачок локален, незначителен. Практически почти все предприятия имеют только местное значение, в лучшем случае областное (за исключением автокранового завода), и работают преимущественно на местном сырье. За пределами Костромской области Галич становится практически неизвестен.

 В общем, Галич уже на протяжении двух веков выполняет в основном роль относительно крупного межрайонного центра Костромской области, чему способствует удобное положение города в центре Костромской области, а также удобное (в пределах области) транспортно-географическое положение, т.к., во-первых, Галич - узловая железнодорожная станция, через которую проходят две железные дороги (Вологда-Киров и Кострома-Галич), связывающая город с другими районными центрами Костромской области (Буем, Шарьей, Неей и т.д. и Костромой), а во-вторых, через город проходит единственная автодорога в Чухлому и Солигалич.

 Галич в настоящее время

 В результате в настоящее время Галич - типичный малый русский город с полным набором современных экономических и социальных проблем. Находящийся в географическом центре Костромской области город Галич вместе с районом отражает в наибольшей мере ситуацию, сложившуюся в хозяйстве и социальной сфере Костромской области. В городе есть предприятия и машиностроения, и легкой промышленности, а сельское хозяйство в наибольшей степени отражает специализацию области на мясомолочном скотоводстве. Но в наибольшей степени предприятия города и Галичского района направлены на переработку местного сырья.

 В городе сложилась сложная демографическая ситуация: постепенно населения Галича уменьшается, а приток населения извне фактически прекратился. Еще хуже ситуация в районе - характерные для российской сельской местности депопуляционные тенденции здесь достигли такого размера, что дальше селу остается только вымереть.